четверг, 19 апреля 2018 г.

“Kubus” - импровизированный бронеавтомобиль Польши

“Kubus” - импровизированный бронеавтомобиль Польши
Единственный польский импровизированный бронеавтомобиль, названный своими создателями "Kubus”, появился в самом конце Второй Мировой войны. Летом 1944 г., когда Армия Крайова (Armia Krajowa) при активном содействии жителей Варшавы, готовилась к восстанию, был сделан правильный вывод о необходимости иметь не вооружении бронетехнику.
Поскольку немцы собственные танки и бронемашине по доброй воле отдавать полякам совсем не собирались единственным выходом оставалось создать нечто подобное самим. “Kubus” был построен всего за 13 дней силами рабочих электростанции и жителей столичного района Powisle. За основу взяли шасси 3-тонного грузового автомобиля Chevrolet 157, выпущенного незадолго до войны по лицензии. Под руководством капитана Каприана Одоркевича и инженера Станислава Скибневского этот был куплен как бы для коммерческих нужд и вскоре отогнан на частную фабрику “Stach”, где 10 августа началась его переделка. Надо отдать должное польским рабочим, строивших бронеавтомобиль из подручных материалов – машина получила бронированный корпус с рациональными углами наклона стальных листов толщиной 5-6 мм. При постройке учитывалось мнение одного из военных специалистов Армии Крайова, который имел дело с легкими танками Renault FT-17 и ясно представлял себе, как важна защита экипажа и жизненно важных узлов бронеавтомобиля. Используемые поляками стальные листы выдерживали попадания пуль винтовочного калибра, но против тяжелых пулеметов и 20-мм пушек они устоять не могли. 
Польский бронеавтомобиль Kubus
Польский бронеавтомобиль Kubus
Собственно, против немецкой бронетехники “Kubus” использовать не предполагалось. Его основной задачей была доставка 8-12 человек к Университетскому Варшавскому Комплексу и огневая поддержка атакующих. При этом следовало избегать встреч с противотанковой артиллерией и танками противника. 
Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944 год
Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944 год
Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944 год. Вид спереди
Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944 год. Вид спереди
  Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944 год
Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944 год
Впервые “Kubus” пошел в бой 2-го сентября. Вместе с трофейным транспортером Sd.Kfz.251 Ausf.D (носивший имя “Jas”) бронеавтомобиль взял на борт 12 человек и направился к университету. Всё его вооружение состояло из одного 7,62-мм советского пулемета ДП. Высадив десант экипаж “Kubus” попытался прорвать проволочные заграждения ведя интенсивный пулеметный огонь. Немецкие солдаты, оборонявшие комплекс, совсем не были напуганы прибытием польского бронеавтомобиля и оказали жесткое сопротивление, пытаясь повредить ходовую часть машины. Экипаж был вынужден отойти задним ходом, а затем и вовсе ретироваться, во избежание уничтожения машины. 6-го сентября командир польского отряда принял решение об эвакуации, а чтобы “Kubus” не попал в руки врага с него сняли всё вооружение и двигатель. Оставив один корпус бойцы Армии Крайовы ушли, но в январе 1945 г, когда советская и Польская Народная Армии снова вошли в Варшаву, бронеавтомобиль снова “поставили на ноги” и сейчас он выставлен как музейный экспонат.
Польский импровизированный бронеавтомобиль Kubus, 1944 год. Вид сбоку
Польский импровизированный бронеавтомобиль Kubus, 1944 год. Вид сбоку
Польский импровизированный бронеавтомобиль Kubus, 1944 год
Польский импровизированный бронеавтомобиль Kubus, 1944 год
БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг 
ЭКИПАЖ, чел. 1+10 
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ -  
ВООРУЖЕНИЕ один пулемет ДП калибра 7,62-мм и ручные гранаты в укладке 
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел 
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 5-6 мм 
борт корпуса - 5-6 мм 
корма корпуса - 5-6 мм 
ДВИГАТЕЛЬ Chevrolet, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения 
ТРАНСМИССИЯ механического типа 
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4x2: шины пневматические, подвеска на листовых рессорах 
СКОРОСТЬ ~40 км\ч 
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция №19

Комментариев нет:

Отправить комментарий