суббота, 8 июля 2017 г.

Легкий немецкий танк Panzer I (Sd.Kfz.101) (Краткая справка)

Легкий немецкий танк Panzer I (Sd.Kfz.101)
Первый немецкий танк, запущенный в крупносерийное производство, представлял собой слабовооруженную и легкобронированную боевую машину, позволившую, однако, командованию вермахта начать развертывание танковых частей и соединений.
В 30-е годы он широко использовался и для подготовки кадров танковых войск. Выпускался на заводах Krupp, Henschel, MAN и Wegmann с января 1934-го по конец 1938 года.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

Pz. lA — базовая модель. Корпус и башня сварные, ходовая часть с пятью опорными катками на борт, последний из которых выполнял роль направляющего колеса. Компоновка, ставшая впоследствии классической для немецких танков, — двигатель сзади, трансмиссия спереди. Изготовлено 477 единиц.
Первый немецкий танк модификаций Pz. lA и Pz. lB
Первый немецкий танк модификаций Pz. lA и Pz. lB
Pz. lB — ходовая часть удлинена на один опорный каток, направляющее колесо поднято с грунта. Масса возросла до 6 т., длина — до 4430 мм. Установлены пулеметы MG 34, боекомплект — 2250 патронов. Двигатель Maybach NL 38TKRM мощностью 100 л. с. В остальном конструкция танка практически не изменилась. 
Изготовлено 1016 единиц.

Pz. lC (VK 601) —скоростной разведывательный танк. Разработан фирмой «Краусс-Маффей» в 1942 году в развитие линии Pz. l, но представлял собой совершенно новую машину. Боевая масса — 8 т, двигатель Maybach HL 45Р мощностью 150 л. с., скорость 65 км/ч. Вооружение: 20-мм автоматическая пушка и пулемет MG 34. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков. Изготовлено 40 единиц.

Pz. IF (VK 1801) — от предыдущей модификации отличался толщиной лобовой брони — 80 мм. Масса 18 т, скорость 24 км/ч. Вооружение: два пулемета MG 34. Изготовлено 30 единиц.
Немецкий танк Pz. I F
Немецкий танк Pz. I F
Боевое крещение Pz. l получили в 1936 году в Испании, куда была отправлена 41 машина варианта Pz. lA. Немецкие легкие танки понесли жестокие потери от республиканских Т-26 и БТ-5. Тем не менее, к сентябрю 1939 года в вермахте имелось 445 танков Pz. l, что составляло 46,4% всех боевых машин панцерваффе.
Pz.l участвовали практически во всех кампаниях начального периода второй мировой войны.
На 22 июня 1941 года фронтовые части германской армии располагали лишь 74 боевыми машинами этого типа. Остальные использовались в основном в учебных целях и для ведения противопартизанских действий на захваченных территориях. Отдельные Pz. l сохранялись в немецких танковых частях вплоть до 1943 года.
Pz. l послужил базой для создания самоходно-артиллерийских установок, тягачей для подвоза боеприпасов, командирских и мостовых танков и других машин специального назначения.
Легкий танк Pz. 1 Ausf. A из состава 3-й роты 40-го танкового батальона специального назначения (3. Kompanie/Panzer-Abteilung z.b.V 40). Норвегия, апрель 1940 года. Эта воинская часть была сформирована на базе 35-го танкового полка 4-й танковой дивизии Вермахта и предназначались для операций по захвату Дании и Норвегии.
Легкий танк Pz. 1 Ausf. A из состава 3-й роты 40-го танкового батальона специального назначения (3. Kompanie/Panzer-Abteilung z.b.V 40). Норвегия, апрель 1940 года. Эта воинская часть была сформирована на базе 35-го танкового полка 4-й танковой дивизии Вермахта и предназначались для операций по захвату Дании и Норвегии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz. lA

БОЕВАЯ МАССА, т: 5,4.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 4020, ширина — 2060, высота — 1720, клиренс — 295.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета MG 13 (позже MG 34) калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1525 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: оптический прицел Zeiss TZF2 двукратного увеличения. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб —18; борт, корма— 14; днище — 5; крыша — 7; башня — 15.
ДВИГАТЕЛЬ: Krupp М305, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 57 л. с. (42 кВт) при 2500 об/мин, рабочий объем 3460 куб. см. 
ТРАНСМИССИЯ: сухое двухдисковое сцепление, 5-скоростная коробка передач. 
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных катков на борт (передний — на индивидуальной подвеске со спиральной пружиной, остальные,— сблокированные попарно, на листовых рессорах); три поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения; гусеница мелкозвенчатая, двугребневая, шириной 280 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 57.
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 145. 
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 1,4; высота стенки, м — 0,37; глубина брода, м — 0,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: коротковолновая радиостанция Fu 2.

Источник: Бронеколлекция №2 (5) 1996 г.