Тяжелый танк Т-35 (Краткая справка)

Единственный в мире серийный пятибашенный танк. Предназначался для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос противника. Разрабатывался в КБ завода «Большевик», а затем в ОКМО. Серийное производство осуществлялось на заводе № 183 (ХПЗ имени Коминтерна). С октября 1933 по июнь 1939 года изготовлена 61 единица.

Тяжелый-танк-Т-35

Серийные модификации танка Т-35:

Т-35А – пять башен цилиндрической формы с вооружением расположены в двух ярусах. В трех башнях – пушки и пулеметы, в двух – по одному пулемету. Корпус клепанно-сварной конструкции. С 1937 года увеличена толщина брони лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса и башен до 25 мм. Мощность двигателя 580 л. с. Боевая масса возросла до 52 т. Изготовлено 55 единиц.

Т-35 обр.1939 г. –все башни конической формы. На части машин – пулемет в корме главной башни. Увеличена толщина брони и емкость топливных баков, усилена подвеска. Боевая масса 54 т. Изготовлено 6 единиц.

Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк РГК в Харькове. В 1935 году полк развернули в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду, которая в марте 1939 года была передана в состав КВО и переброшена в г. Житомир. Вскоре она сменила номер и стала 14-й тяжелой танковой бригадой.

В 1940 году при формировании механизированных корпусов 48 танков Т-35 получили 67-й и 68-й танковые полки 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса (КОВО). Остальные танки находились в различных военно-учебных заведениях и в ремонте. Все танки 8-го мехкорпуса были потеряны в первые две недели войны, причем в основном по техническим причинам.

В боях под Москвой в составе танкового полка ВАММ принимали участие два танка Т-35.

Общий вид танка Т-35
Общий вид танка Т-35

Тактико-технические характеристики танка Т-35А:

  • БОЕВАЯ МАССА, т: 50.
  • ЭКИПАЖ, чел.: 11.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 9720, ширина – 3200, высота – 3430, клиренс – 530.
  • ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка КТ-28 обр.1927/32 г. калибра 76 мм, 2 пушки 20К обр.1932 г. калибра 45 мм, 6 пулеметов ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: 76-мм выстрелов – 96, 45-мм выстрелов – 226, 7,62-мм патронов – 10 080.
  • ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: три телескопических прицела ТОП обр.1930 г., три перископических прицела ПТ-1 обр.1932 г., командирская панорама ПТК обр.1933 г.
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 30, борт, корма – 20, крыша – 10, днище – 10…20, фальшборт – 10, башня – 20.
  • ДВИГАТЕЛЬ: М-17М, 12-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 450 л. с. (331 кВт) при 1400 об/мин, рабочий объем 46 920 см3.
  • ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь опорных обрезиненных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, один упорный каток, шесть обрезиненных поддерживающих катков, направляющее колесо с винтовым натяжным механизмом, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска блокированная пружинная; в каждой гусенице 135 траков шириной 526 мм, шаг трака 160 мм.
  • СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 28,9. ЗАПАС ХОДА, км: 100. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 20, ширина рва, м – 3,5, высота стенки, м – 1,2, глубина брода, м – 1. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-7.

 ИСТОЧНИК: Бронеколлекция № 1 (16) 1998 г.

Добавить комментарий