Малый танк «2592» («ТК») (Краткая справка)

 Япония избежала почти повального в 20-30-е годы увлечения безбашенными танкетками, избрав в качестве машин разведки и охранения малые танки. Прототип малого танка «2592» (нередко именуется «танкеткой 92 ТК») был построен фирмой «Исикавадзима Дзидоша» в 1932 году и имел компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения.

Танк «2592» («ТК»)

Корпус – клепаный, с большим углом наклона лобового листа.

Механик-водитель размещался в выступающей рубке впереди справа, командир – в пулеметной башне. Посадка и высадка экипажа производились через дверь в задней стенке корпуса. Имелся и люк в крыше клепаной башни. Механик-водитель на марше выглядывал из верхнего люка рубки, при этом башню приходилось отворачивать влево. Смотровые лючки механика-водителя располагались в переднем и бортовых листах рубки, командира – в корме башни. В башне в шаровой опоре крепился 6,5-мм пулемет. Имелись и отверстия для стрельбы из личного оружия.

Двигатель располагался слева от механика-водителя. Выхлопная труба выводилась назад вдоль левого борта, здесь же находилась и решетка радиатора. Для обслуживания двигателя и трансмиссии служили большие люки в верхнем лобовом листе.

Танк оснащался фарой и звуковым сигналом.

В 1933 году «Токийская компания газовых и электрических двигателей» («Токио Гасу Дэнки», впоследствии «Токио Дзидоша» и «Хино Дзидоша») построила модернизированный образец танка, принятый на вооружение под обозначением «2594» («94», упоминается также как «Хокай Сенша»). Его производством занимались также компании «Мицубиси Дзукогио» и «Кобэ Сейкошо». На малых танках была отработана подвеска, предложенная в 1933 году японским инженер-майором (впоследствии – генерал-майором) Томис Хара, наиболее известным из японских танкостроителей.

Одинарные обрезиненные опорные катки блокировались по два на качающихся балансирах Упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны с двуплечими рычагами, оси которых также крепились к корпусу. Рычаги, в свою очередь, шарнирно соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески (в дальнейшем — «типа Хара»), сочетавшая компактность с большим ходом балансиров, использовалась на большинстве японских серийных танков 30-40-х годов.

С 1937 года танки выпускались с измененной ходовой частью: направляющее колесо было увеличено в диаметре, лишено зубчатых венцов, подвешено на балансире и опущено на землю для увеличения опорной поверхности.

Одновременно танки перевооружили 7,7-мм пулеметами. На части машин пулемет заменили 37-мм пушкой по образцу нового танка «2597». «94», известный под прозвищем «карапузик», был небольшой, довольно подвижной, но очень тесной машиной. Его боевая служба продолжалась до 1943 года.

Общий вид малого японского танка «2592» («ТК»)
Общий вид малого японского танка «2592» («ТК»)

Тактико-технические характеристики малого танка «2594»:

  • БОЕВАЯ МАССА, т: 3,4. т.
  • ЭКИПАЖ, чел.: 2.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина – 3,08, ширина – 1,62, высота – 1,62, клиренс – 0,29.
  • ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет «91» калибра 6,5 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: 1650 патронов.
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 12, борт – 8, корма – 10, башня – 10-8.
  • ДВИГАТЕЛЬ: «94», карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощность 32 л. с. при 1800 об/мин.
  • ТРАНСМИССИЯ: 4-скоростная коробка передач (4+1) и дифференциал.
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: (на один борт) четыре спицованных опорных катка, два. поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска – типа Хара; гусеницы мелкозвенчатые скелетообразные с двумя гребнями шириной 160 мм.
  • СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
  • ЗАПАС ХОДА, км: 200.
  • ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35, ширина рва, м – 1,4, высота стенки, м – 0,51, глубина брода, м – 0,6.

ИСТОЧНИК: Бронеколлекция № 3 1995 г.

Добавить комментарий