Легкий танк CTL (Краткая справка)

Семейство легких боевых машин – танкеток (по американской классификации – безбашенных танков), объединенное как конструкцией, так и фирмой-разработчиком – Marmon-Herrington Company. С 1935 г. создано несколько образцов танкеток, первоначально на экспорт, а затем и для морской пехоты и армии США.

Американский танк CTL
Безбашенный танк CTL-3 для корпуса морской пехоты

Основные модификации танка CTL:

CTL-1 – первый вариант безбашенного танка. Корпус – клепаный, ходовая часть включает четыре опорных катка, сблокированных попарно, и один поддерживающий ролик. Вооружение – пулемёт Browning M1919A4 калибра 7,62 мм. Боевая масса – 4 т. Экипаж – 2 человека. Двигатель Ford-Lincoln мощностью 110 л. с. Скорость – 48 км/ч. Несколько машин изготовлено для Ирана.

CTVL – безбашенный танк. Боевая масса около 4 т. Габариты – 1830×1900×1600 мм. Бронирование – 12,7 мм. Вооружение – два пулемета Browning калибра 7,62 мм. Двигатель Ford V8. Скорость – 48 км/ч. Несколько машин изготовлено для Мексики.

CTL-3 – первый серийный образец безбашенного танка для морской пехоты США. Корпус клепаный. Боевая масса – 4,3 т. Вооружение (1 пулемет калибра 12,7 мм, 2 пулемета калибра 7,62 мм) установлено в лобовом листе. Двигатель 110 л. с. Экипаж – 2 человека. Изготовлено 5 единиц.

CTL-3A – усиленная подвеска, более широкие гусеницы. Двигатель Hercules мощностью 124 л. с.

CTL-3M – приведенные к одному стандарту CTL-3 и CTL-3A. Подвеска на вертикальных спиральных пружинах. Вооружение – 3 пулемета Browning M1919A4.

CTL-6 – усовершенствованный вариант CTL-3A. Боевая масса – 6,7 т, бронирование – 11 мм. Вооружение – 3 пулемета калибра 7,62 мм. Двигатель Hercules WXLC-3 мощностью 124 л. с. Скорость – 53 км/ч, запас хода – 200 км. Экипаж – 2 человека. Изготовлено 20 единиц.

CTLS-4 – усовершенствованный вариант CTL-6, оборудованный одноместной башней. Создан по голландскому заказу. Вооружение – 3 пулемета (1 – в башне, 2 – в корпусе) калибра 7,62 мм. Поворот башни был возможен на угол 240°. Экипаж – 2 человека. Существовали две модификации танка: CTLS-4TAC имел башню, смещенную к правому борту, а CTLS-4TAY – к левому. В остальном оба варианта были идентичны. Изготовлено 452 единицы. Первым безбашенным танком производства фирмы Marmon-Herrington, поступившим в состав вооруженных сил США, стал CTL-3.

В марте 1936 г. пять машин этого типа вошли в состав 1-й танковой роты 1-й бригады морской пехоты. В 1939 г. к ним присоединились пять CTL-3A. После поступления в мае 1941 г. безбашенных танков CTL-6 ими вооружили 1-ю и 2-ю отдельные танковые роты, имевшиеся в составе дивизий морской пехоты на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях США. Танки CTL-3M передали 1-й и 2-й разведротам, в которых они несли службу вместе с бронетранспортерами «скаут» МЗА1.

После начала войны с Японией танковые подразделения морской пехоты перебросили на острова в Тихом океане, с целью усиления их гарнизонов. На островах безбашенные танки без происшествий прослужили до 1943 г., когда их заменили легкими танками «Стюарт».

Танки CTLS-4 были созданы по заказу правительства Голландской Ост-Индии, поэтому часто именуются танками «голландского образца». Этот заказ, предусматривавший поставку 234 танков, планировалось выполнить к началу 1943 г. В начале 1942 г. первые из них прибыли в Ост-Индию, однако в строй Королевской Нидерландской Индийской армии (Koninklijk Nederlands Indisch Leger – KNIL) вступили только 7 машин. Вместе с 17 лёгкими танками «Виккерс» они вошли в состав так называемого «Мобильного отряда» – единственной голландской механизированной части в этом регионе.

2 марта 1942 г. отряд при поддержке пехоты атаковал японские части, высадившиеся накануне на о. Ява, и понес при этом тяжелые потери (5 танков CTLS-4 были подбиты). Более, вплоть до капитуляции Голландской Ост-Индии, в боях он не участвовал. После оккупации острова японцы ввели в строй 12 танков CTLS-4 и эксплуатировали их до 1945 г. В марте – мае 1942 г.

149 танков CTLS-4 из голландского заказа американцы реквизировали и передали Австралии, где они какое-то время использовались в учебных целях. Из числа машин, оставшихся в распоряжении голландского правительства в изгнании, 39 были отправлены в колониальные владения этой страны в Карибском море и Южной Америке – Суринам и Голландские Антилы, где они прослужили вплоть до конца Второй мировой войны.

В 1946 г. 17 танков CTLS-4 были отправлены в Ост-Индию для борьбы с повстанцами, боровшимися за независимость Индонезии.

Следующим заказчиком танков CTLS-4 стал гоминьдановский Китай. Этой стране предлагалось 240 танков, и поставка их была одобрена правительством США. Однако в середине 1942 г. Китай от танков отказался. В итоге американцы были вынуждены ограниченно стандартизировать (то есть принять на вооружение как не вполне стандартные) эти машины под индексами Т14 (CTLS-4TAY) и Т16 (CTLS-4TAC). Подавляющее большинство из них поступило на Алеутские острова и Аляску, некоторое число – в Калифорнию, где они вошли в состав Сил самообороны для защиты побережья. По несколько машин отправили на Бермуды и на Ньюфаундленд.

Впрочем, эксплуатировались эти танки в армии США недолго. Уже в ноябре 1942 г. появился приказ об их списании, что и было выполнено в течение 1943 г. В составе армии США участвовать в боях с противником этим танкам не пришлось. Американские экипажи не очень-то любили эти машины. В отчете танкового управления указывалось, что каждая из них терпела аварию в первые 100 часов использования. В 1942 г. все эти легкие танки были сняты с вооружения и списаны.

Танк CTLS-4TAC в снегах Аляски. 1942 г.
Танк CTLS-4TAC в снегах Аляски. 1942 г.

Тактико-технические характеристики танка CTL:

  • БОЕВАЯ МАССА, т: 7,2.
  • ЭКИПАЖ, чел.: 2.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3505, ширина – 2100, высота – 2110, клиренс – 458.
  • ВООРУЖЕНИЕ: 3 пулемета Colt MG38T калибра 7,62 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: 6000 патронов.
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 25,4, борт – 11-12,7, корма – 11, крыша – 7, башня – 12,7.
  • ДВИГАТЕЛЬ: Hercules WXLC-3, 6-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность 124 л.с., рабочий объём 6620 см3.
  • ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач, дифференциал, бортовые передачи.
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, один поддерживающий каток, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска на вертикальных буферных пружинах; гусеница шириной 305 мм, шаг трака – 76 мм.
  • МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 48.
  • ЗАПАС ХОДА, км: 100.
  • СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.

ИСТОЧНИК: Бронеколлекция № 3 (12) 1997 г.

Добавить комментарий