Легкий танк Т-26 (Краткая справка)

Легкий танк сопровождения пехоты. Создан на основе английского танка «Виккерс-Армстронг» Mk Е модели А (в 1930 – 1931 годах закуплено 15 машин). Постановлением РВС СССР принят на вооружение 13 февраля 1931 года. Самый массовый танк Красной Армии в предвоенные годы. С 1931 по 1941 год заводом № 174 имени К. Е. Ворошилова (г. Ленинград) изготовлено 11 218 единиц.

Советский легкий танк Т-26 образца 1933 года
Советский легкий танк Т-26 образца 1933 года

Серийные модификации танка Т-26:

Т-26 обр. 1931 г. – первый серийный вариант, наиболее близкий английскому прототипу с размещением вооружения в двух башнях. Боевая масса 8 т. Габариты 4620×2440×2190 мм. Экипаж 3 человека. Вооружение: два пулемета ДТ. С 1932 года в правой башне устанавливалась 37-мм пушка Гочкиса (боекомплект 113 выстрелов). Часть машин оснащалась радиостанцией 71-ТК-1 с рамочной антенной вокруг корпуса. Изготовлено 1626 единиц.

Т-26 обр. 1933 г. – однобашенный вариант. Установлена новая цилиндрическая башня с развитой нишей. Вооружение: 45-мм пушка 20К и пулемет ДТ. На части танков – радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг башни. С 1935 года — корпус и башня сварные, с 1936 года – пулемет ДТ в нише башни, с 1937 года – на части машин зенитный пулемет ДТ и пушечный прожектор. Изготовлено 6065 единиц.

Т-26 обр. 1938 г. – новая башня конической формы. Незначительные изменения в деталях корпуса. Увеличен объем топливных баков. Вооружение осталось прежним. Пушки выпуска 1937 и 1938 года снабжены электрозатвором и телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года – ТОС), стабилизированным в вертикальной плоскости. Боевая масса 10,28 т. Габариты 4620×2440×2330 мм. Запас хода 225 км.

Т-26 обр. 1939 г. – подбашенная коробка с наклонными бронелистами. На части машин изъят кормовой пулемет. Двигатель мощностью 97 л. с. С 1940 года – гомогенная броня подбашенной коробки толщиной 20 мм, унифицированный смотровой прибор, новый погон башни. На части машин установлены броневые экраны. Танков с конической башней изготовлено 1975 единиц.

Первой боевой операцией Красной Армии, в которой участвовали танки Т-26, был советско-японский вооруженный конфликт у о. Хасан. В составе 2-й механизированной бригады, 32-го и 40-го отдельных танковых батальонов имелось 257 Т-26. К концу операции 85 из них были подбиты. В боевых действиях у р. Халхин-Гол в 1939 году принимало участие небольшое количество огнеметных танков на базе Т-26.

Накануне второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (256 – 267 танков в каждой) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота). В составе этих частей и подразделений они принимали участие в советско-финской войне и «освободительном походе» в Западную Украину и Западную Белоруссию.

На 1 января 1941 года танковые войска Красной Армии располагали 9665 танками Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном особом военном округе, например, на 22 июня 1941 года имелось 1136 танков Т-26 – 52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Одесского и части войск Киевского Особого военных округов, имелось 1316 Т-26 – 35% танков фронта.

По своим боевым качествам танки Т-26 поздних выпусков были в состоянии противостоять большинству немецких танков (за исключением Pz. HI и Pz. IV), участвовавших в нападении на СССР. В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной большинство Т-26 оказались потеряны, в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, вследствие износа материальной части. Оставшиеся принимали участие в боях с немецкими войсками вплоть до 1944 года (на Ленинградском фронте).

Последней боевой операцией с участием Т-26 стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года. В 30-е годы танки Т-26 поставлялись в Турцию (60 шт.), Испанию (около 300 шт.), Китай (82 шт.) и Афганистан.

В период второй мировой войны значительное число трофейных Т-26 разных модификаций состояло на вооружении финской армии. Часть из них эксплуатировалась в финской армии до начала 50-х годов.

На базе Т-26 выпускалось большое количество боевых машин специального назначения: огнеметные танки ОТ-26, ОТ-130 и ОТ-133 (1336 шт.), мостоукладчики СТ-26 (65 шт.), тёле-механические танки ТТ-26 и ТУ-26 (55 шт.), самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи (183 шт.), бронетранспортеры и др.

Танк Т-26 обр. 1933 г.
Танк Т-26 обр. 1933 г.

Тактико-технические характеристики танка Т-26 обр.1933 г.:

  • БОЕВАЯ МАССА, т: 9,4.
  • ЭКИПАЖ, чел.: 3.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4650, ширина – 2440, высота – 2240, клиренс – 380.
  • ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 20К обр. 1932 или 1934 г. калибра 45 мм, 1 пулемет ДТ обр. 1929 г. калибра 7,62 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: 136 выстрелов и 2898 патронов (в танке без радиостанции): 96 выстрелов и 2898 патронов (в танке с радиостанцией).
  • ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОП обр. 1930 г., перископический панорамный прицел ПТ-1 обр.1932 г.
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса – 15, крыша – 10, днище – 6, башня – 6… 15.
  • ДВИГАТЕЛЬ: Т-26 (типа «Армстронг-Сиддлей»), 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный с горизонтальным расположением цилиндров, воздушного охлаждения; мощность 90 л. с.(66,24 кВт) при 2100 об/мин, рабочий объем 6600 см3.
  • ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на листовых четвертьэллиптических рессорах, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо с натяжным механизмом, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); в каждой гусенице 108 – 109 траков шириной 260 мм, шаг трака 90 мм.
  • СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 30. ЗАПАС ХОДА, км: 120.
  • ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 40, ширина рва, м – 2, высота стенки, м – 0,75, глубина брода, м – 0,8.
  • СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-2 или ТПУ-3.

Добавить комментарий