четверг, 21 июня 2018 г.

Танк Т-10М «объект 272»

Тяжелый советский танк Т-10М
Следующая модификация танка Т-10 — «объект 272» — разрабатывалась в соответствие с решением пленума Научно-технического комитета ГБТУ, состоявшегося 14 декабря 1954 г. Первоначально её ведущим инженером был назначен А. Шнейдман, затем руководство работами передали П. Михайлову.
Модернизация коснулась в первую очередь вооружения танка. 122-мм орудие Д-25Т, которое устанавливалось ещё на танках ИС-2, было, наконец, отправлено на покой. Вместо него танк получил существенно более мощное орудие М-62Т2С (2А17), хотя и того же калибра.
Само орудие М-62 проектировалось в КБ завода №172 в Перми (тогда ещё г. Молотов) под руководством главного конструктора М. Цирульникова. Опытные экземпляры прошли испытания в 1953 г. и показали значительно лучшие баллистические характеристики. Так, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с при бронепробиваемости 225 мм на расстоянии 1000 м. У Д-25 эти характеристики равнялись, соответственно, 795 м/с и 145 мм. Кроме того, М-62 имело и ряд эксплуатационных преимуществ. Характерным внешним признаком М-62 был дульный тормоз щелевого типа, поглощавший до 70% силы отдачи при выстреле.
Т-10 в засаде. На манёврах Группы советских войск в Германии. Белая полоса справа на корпусе означает принадлежность танка к определённой стороне участников.  Начало 1960-х гг.
Т-10 в засаде. На манёврах Группы советских войск в Германии. Белая полоса справа на корпусе означает принадлежность танка к определённой стороне участников.
Начало 1960-х гг.
Опытный образец стабилизированного в двух плоскостях орудия М-62Т2С прошёл заводские испытания летом 1955 г. Первые три его образца со стабилизаторами 2Э12 «Ливень» были отправлены на ЛКЗ 1 ноября 1955 г. и установлены на «объект 272» с прицелом наводчика Т2С-29-14.
Башня танка Т-10М, вид спереди слева
Башня танка Т-10М, вид спереди слева
Обновили на танке и вспомогательное — пулемётное — вооружение, оснастив его более мощными 14,5-мм КПВТ. Один из пулемётов, спаренный с орудием, мог использоваться и в качестве пристрелочного на дальностях до 2000 м. На его прицеле Т2С-29 для этого имелась специальная прицельная шкала. Другой пулемёт — зенитный с коллиматорным прицелом ВК-4 — размещался на башне, на погоне люка заряжающего; его наибольшая прицельная дальность составляла 1000 м. При необходимости из этого пулемёта можно было вести огонь и по наземным целям, используя оптический прицел ПУ-1.
Башня танка Т-10М
Башня танка Т-10М:
1отверстие для пальца крепления рамки пушки; 2окно для пулемёта ДШК; 
3 крюк; 4 дождевой щиток; 5отверстие для тяги крепления рамки пушки; 6броневой лист крыши башни; 7 отверстие для установки прибора наблюдения заряжающего ТНП; 8 крышка люка заряжающего; 9 рукоятка механизма поворота верхнего погона люка заряжающего; 10 — броневое ограждение прицела ТПН-1; 11 крышка люка командира танка; 12 крышка кормового ящика башни для ЗИП; 13 кормовой ящик для ЗИП; 14 стакан антенного ввода; 15 отверстие для прибора наблюдения ТПБ-51; 
16 поручень; 17 колпак бронировки прицела Т2С-29; 18 выемка для открывания откидного листа над радиаторами
Башенный люк заряжающего танка Т-10М. Видны шестерня механизма поворота люка и отверстия крепления турели зенитного пулемёта
Башенный люк заряжающего танка Т-10М. Видны шестерня механизма поворота люка и отверстия крепления турели зенитного пулемёта
Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения: командир — ТКН-1Т, механик-водитель — ТВН-2Т, наводчик — ТПН-1-29-14 «Луна», позволявший вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м.
Бронирование башни несколько усилили, поменяли места размещения приборов наблюдения и прицелов, форму их бронировок. Изменили конструкцию крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения.
Башня танка Т-10М, вид спереди справа
Башня танка Т-10М, вид спереди справа
Установили на танке более мощный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. при 2100 об/мин и отличавшийся конструкцией картера, коленчатым валом, поршнями цилиндров и т.д. Ввели ножную педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов увеличили до шести, а динамический ход опорного катка возрос со 144 до 172 мм.
Запас возимого топлива довели до 400 л за счёт двух новых баков, которые разместили на кормовой части корпуса.
Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы.
Башенный командирский люк танка Т-10М
Башенный командирский люк танка Т-10М

Размещение на танке Т-10М прицела ТПН-1 по-боевому
Размещение на танке прицела ТПН-1 по-боевому:
1прицел; 2шаровой фланец прицела; 3кольцо; 4стяж­ной болт; 
5конический вкладыш; 6кронштейн прицела; 7 — рычаг подъёмного механизма пушки; 8 тяга параллело­грамма; 9рычаг механизма привода головного зеркала прице­ла; 10броневое ограждение; 11прожектор Л-2
Общий вид танка Т-10М слева и сверху
Общий вид танка Т-10М слева и сверху
Общий вид танка Т-10М справа, спереди и сзади
Общий вид танка Т-10М справа, спереди и сзади


Упоры и балансиры опорных катков, направляющее колесо танка Т-10М
Упоры и балансиры опорных катков, направляющее колесо танка Т-10М

Ходовая часть танка Т-10М
Ходовая часть танка Т-10М
Ходовая часть танка Т-10М с пояснениями
Ходовая часть танка Т-10М:
1 - кривошип направляющего колеса; 2 - механизм натяжения гусеницы; 3 - упор;
4 - балансир; 5 - кронштейн поддерживающего катка; 6 - поддерживающий каток;
7 - бортовая передача; 8 - гусеница; 9 - опорный каток; 10 - направляющее колесо

Ведущее колесо танка Т-10М
Ведущее колесо танка Т-10М
В качестве средств связи использовались радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.
В результате всех этих изменений масса танка возросла до 51,5 т.
Государственные испытания «объекта 272» завершились в декабре 1956 г. По их результатам танк был рекомендован к производству.
К этому времени к выпуску новой модификации подключили ЛКЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Несмотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли, добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, не удавалось. Поэтому 26 сентября 1957 г. приказом министра обороны было принято на вооружение под обозначением Т-10М сразу два танка: «объект 272» — ленинградский и «объект 734», выпускавшийся в Челябинске.
Отделение управления танка Т-10М
Отделение управления танка Т-10М:
1рукоятка запорного устройства крышки люка маханика-водителя; 
2аппарат ТПУ; 3масляный манометр коробки передач; 4провод высокого напряжения к прибору ТВН-2Т; 5центральный щиток механика-водителя; 
6крышка люка механика-водителя; 7 — электропровод к стеклоочистителю; 
8рукоятка управления заслонками эжекторов; 9центральный вентиль системы воздушного запуска; 10кран-редуктор воздухопуска; 
11закрывающий механизм крышки люка механика-водителя; 12баллоны ППО; 13снарядные гильзы; 14ручной топливоподкачивающий насос; 
15ящик для укладки гранат; 16рычаг ручной подачи топлива; 17рукоятка селектора; 18рычаг реверса; 19запасной прибор ТПВ-51; 20правый рычаг управления; 21педаль подачи топлива; 22сиденье механика-водителя; 
23педаль остановочного тормоза; 24ящик с прибором ТБН-2Т; 25педаль управления; 26левый рычаг управления: 27выключатель аккумуляторных батарей; 28—розетка внешнего запуска; 29аккумуляторные батареи; 
30сумка с документацией танка; 31бачок для питьевой воды; 
32электрораспределительный щиток
Машины ЧКЗ отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом. Хотя такая ситуация и шла вразрез с требованиями по стандартизации и унификации вооружения и военной техники, тем не менее танки с этими конструктивными отличиями находились в серии вплоть до 1962 г., когда производство Т-10М в Челябинске завершилось; на ЛКЗ их выпуск продолжался до конца 1965 г.
С 1959 г. в Ленинграде пошла в серию командирская машина «объект 272К» на базе Т-10М, предназначенная для обеспечения связи командира подразделения с вышестоящим командованием и штабами. Для размещения дополнительной радиостанции Р-112 и зарядного агрегата боекомплект к пушке уменьшили до 22 выстрелов. Дальность связи Р-112 при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме — 40 км. Всего с 1959 по 1964 г. было построено 100 Т-10МК (выпускались только на ЛКЗ).
Боевое отделение танка Т-10М
Боевое отделение:
1блок питания ночного прицела ТПН-1; 2радиостанция: 3азиму­тальный указатель; 4щиток элек­трооборудования башни; 5стопор башни; 
6распределительная короб­ка К-1; 7авод антенны; 8коробка компенсатора; 9пульт светового курсоуказателя; 10механизм пово­рота башни; 11электроблок прице­па Т2С-29; 12ночной прицел ТПН-1; 
13—аппарат ТПУ; 14 —прицел Т2С-29; 15пополнительный бачок; 16подъ­ёмный механизм пушки; 17пушка М62-Т2; 18ограничитель сниже­ния пушки; 19спаренный пулемёт КПВТ: 20преобразователь частоты ПТ-200Ц; 
21магазин спаренного пулемёта; 22ящик с ЗИП прице­ла Т2С-29
23снарядная каретка;
24 — семи-местная гильзовая укладка; 25 магазин спаренного пулемёта; 
26 ящик с прибором ТПБ-51
В процессе производства в конструкцию Т-10М постоянно вносились изменения. Так, с декабря 1962 г. стали устанавливать более простую в изготовлении механическую трансмиссию, первоначально разработанную в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие габариты, что позволило дополнительно разместить в забронированном объёме 100 л топлива.
С 1963 г. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ: танк теперь мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.
С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом «3,5».
Корпус танка Т-10М. Вид кормовой части
Корпус танка Т-10М. Вид кормовой части

Корпус танка Т-10М (вид на корму)
Корпус танка Т-10М (вид на корму):
1верхний кормовой откидной лист; 2задние боковые листы; 3палец крепления серёг рычага амортизатора; 4бонки крепления грязеочистителей; 
5гнездо для установки бортовой передачи; 6буксирный крюк; 
7торсионный валик; 8нижний кормовой лист
Корпус танка Т-10М (втд спереди справа)
Корпус танка Т-10М (вид спереди справа):

1нижний наклонный лобовой лист; 2верхние наклонные лобовые листы; 

3петли для крепления переднего отражателя; 4кронштейн кривошипа направляющего колеса; 5буксирный крюк; 6защёлка буксирного крюка: 

7скобы для крепления вертикального щитка; 8ограждение фары; 

9передний наклонный лист крыши; 10люк механика-водителя; 

11защитный брусок; 12подбашенный лист; 13. 19выпускные окна эжекторов; 14, 18окна сеток над радиаторами; 15окно сетки запуска в двигатель воздуха летом; 16лист крыши над двигателем; 17окно сетки впуска а двигатель воздуха зимой; 20верхний наклонный бортовой лист;
22 — нижний гнутый бортовой лист; 22кронштейн балансира опорного катка; 23упор балансира; 24фланац; 25ограждение фары и сигнала; 26цапфа механизма натяжения гусеницы


Т-10М (башня, сиденья, приборы и рычаги управления, боеукладки условно не показаны): 1, 26 — передние грязевые щитки; 2 — подбашенный лист крыши; 3, 24 — передние ящики ЗИП; 4 — окно для запуска в двигатель воздуха летом; 5, 22 — средние ящики ЗИП; 6—выпускные окна эжекторов; 7 и 20—сетки окон над радиаторами; 8 и 19—задние ящики ЗИП; 9 — пробка заправочного отверстия топливного бака; 10 и 16 — пробки отверстий для доступа к регулировочным гайкам тормозных лент; 11 и 15 — задние грязевые щитки; 12 — верхний кормовой откидной лист; 13 — окно впуска воздуха в двигатель зимой; 14 — крышка люка для обслуживания системы смазки; 17 — пробка над масляным щупом; 18 — съемный лист крыши над двигателем; 21 — пробка заправочного отверстия системы охлаждения; 23 — днища корпуса; 25 — крышка люка механика-водителя; 27 — скобы для крепления вертикального щитка; 28 — передний отражатель
Т-10М (башня, сиденья, приборы и рычаги управления, боеукладки условно не показаны):
1, 26передние грязевые щитки; 2подбашенный лист крыши; 
3, 24передние ящики ЗИП; 4окно для запуска в двигатель воздуха летом; 
5, 22средние ящики ЗИП; 6—выпускные окна эжекторов; 7 и 20—сетки окон над радиаторами; 8 и 19—задние ящики ЗИП; 9пробка заправочного отверстия топливного бака; 10 и 16пробки отверстий для доступа к регулировочным гайкам тормозных лент; 11 и 15задние грязевые щитки; 12верхний кормовой откидной лист; 13окно впуска воздуха в двигатель зимой; 
14крышка люка для обслуживания системы смазки; 17пробка над масляным щупом; 18съемный лист крыши над двигателем; 21пробка заправочного отверстия системы охлаждения; 23днища корпуса; 25крышка люка механика-водителя; 27скобы для крепления вертикального щитка; 
28передний отражатель
Очередная модернизация танка Т-10М была связана с его вооружением. Прогресс в танкостроении не стоял на месте и если в 1950-е годы 122-мм советские танковые орудия без проблем пробивали своими бронебойными калиберными снарядами броню любых танков НАТО, то в 1960-х ситуация изменилась. 105-мм орудия американского танка М60 и 120-мм английского «Чифтен», выпускаемых в тот период, поражали Т-10М. Калиберные бронебойные снаряды нашего орудия М-62 не брали лобовую броню этих танков.
Крыша МТО танка Т-10М
Крыша МТО танка Т-10М
В сложившейся ситуации по заданию Министерства обороны и Государственного комитета по оборонной технике началась разработка 122-мм подкалиберных и невращающихся кумулятивных снарядов для орудия М-62Т2С. Выстрел с кумулятивным снарядом, пробивавшим вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, приняли на вооружение 30 ноября 1964 г. С 1967 г. в боекомплект Т-10М был включен и бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м.
В 1963 г. небольшое количество танков Т-10М дополнительно вооружили противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка». Такими же ПТУР и тогда же пытались довооружить и средние танки Т-55. Пусковая установка для трёх ракет «Малютка» размещалась снаружи на задней части башни в специальном кожухе; она была оснащена механизмом подъёма с электроприводом. Наведение ракет осуществлялось согласованием углов наведения пусковой установки и линии прицеливания штатного прицела наводчика. В боекомплект танка входило шесть ракет.
Противотанковый ракетный комплекс Малютка
Противотанковый ракетный комплекс "Малютка". Переносной пехотный вариант: ракеты на пусковых установках в боевом положении, пульт управления с монокулярным визиром и аппаратурой наведения
Пусковая установка для трех ракет "Малютка" на башне танка Т-10М
Пусковая установка для трех ракет "Малютка" на задней части башни танка Т-10М
Можно утверждать, что танк Т-10 оказался вполне удачной машиной, в которой органично сочетались мощная броневая защита, высокоэффективное вооружение и хорошие маневренные качества. Простота устройства, удобное управление, высокая проходимость выгодно отличали его от других советских и зарубежных тяжёлых танков.
В начале 1950-х годов, когда началась разработка Т-10, тяжёлые танки собственной конструкции, кроме СССР, имели на вооружении только США — М103 (1956 г.) и Англия — «Конкэрор» (1954 г.). Однако оба эти танка уступали Т-10: были тяжелее и выше, имели небольшую скорость; за счёт того, что они оснащались карбюраторными двигателями, их запас хода по топливу был значительно ниже, не говоря уже о существенно большей пожароопасности. «Конкэрор» с 120-мм нарезным орудием, оказавшимся чрезвычайно громоздким, мог похвастаться только одноплоскостным в вертикальной плоскости стабилизатором, а М103 — вообще такового не имел. Т-10А уже в 1956 г. оснащался одноплоскостным стабилизатором, а Т-10Б — двухплоскостным. На зарубежных танках отсутствовала система ПАЗ, не имели они и возможности преодолевать водные преграды по дну. Правда, советский танк несколько уступал им по броневой защите передней части корпуса, зато значительно превосходил по подвижности и проходимости. В целом танк Т-10 отвечал основным тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к тяжёлым машинам того периода.
Днище корпуса танка Т-10М: 1 — днище корпуса; 2 — люк для выхода газов из котла подогревателя; 3 — от¬верстие слива горючего из сливного бачка и слива охлаждающей жидкости; 4 — люк слива масла из масляного бака; 5 — люки под силовой передачей; 6 — пробки слива масла из карманов корпуса под бортовы¬ми передачами; 7 — люк слива горючего; 8 — люк под двигателем; 9 — люк запас¬ного выхода; 10 — лючок слива масла
Днище корпуса танка Т-10М:
1днище корпуса; 2люк для выхода газов из котла подогревателя; 
3от­верстие слива горючего из сливного бачка и слива охлаждающей жидкости; 4люк слива масла из масляного бака; 5люки под силовой передачей; 
6пробки слива масла из карманов корпуса под бортовы­ми передачами; 
7 люк слива горючего; 8люк под двигателем; 9люк запас­ного выхода; 
10лючок слива масла
Перевернувшийся танк Т-10М. Хорошо видны люки на днище корпуса
Перевернувшийся танк Т-10М. Хорошо видны люки на днище корпуса

Долгое время западные эксперты считали, что в СССР было построено более 8 тыс. танков Т-10 всех модификаций, в соответствии с этим называя его самым массовым тяжёлым танком в мировом танкостроении. На деле всё оказалось намного скромнее. Согласно последним опубликованным данным, с 1953 по 1965 г. было выпущено всего 1439 танков Т-10 всех модификаций. Эти машины в основном направлялись на вооружение тяжёлых танковых дивизий, которые стали формироваться с 1954 г.
Размещение приборов системы стабилизации в башне:
1 - прицел Т2С-29; 2 - исполнительный цилиндр; 3 - преобразователь;
4 - пополнительный бак; 5 - вторая распределительная коробка;
6 - электромашинный усилитель; 7 - гидроусилитель; 8 - блок гиротахометров;
9 - ограничитель; 10, 13 - распределительные коробки; 11 - исполнительный двигатель; 12 - коробка компенсатора; 14 - электроблок

Размещение боекомплекта в танке Т-10М
Размещение боекомплекта в танке Т-10М:
1 — одиночные укладки на семь снарядов на верхней полке в нише башни; 
2 — двухместные укладки гильз на нижней полке в нише башни; 3 — двухместные и одиночные укладки гильз в нише корпуса; 4 — одиночные укладки гильз на стенке ниши башни; 5 — одиночные укладки гильз на правом борту башни; 
6 пятиместная укладка снарядов с одиночной укладкой для гильзы на вращающемся полу; 7 — семиместная укладка гильз с тремя одиночными укладками снарядов в отделении управления; 8 — одиночная укладка снаряда в нише корпуса за семиместной гильзовой укладкой; 9 — трёхместные укладки снарядов в трёх каретках на погоне башни; 10 — двухместная укладка снарядов и двухместная укладка гильз над аккумуляторами; 11двухместная укладка снарядов под сиденьем командира танка; 12 — одиночная укладка снарядов в левом углу боевого отделения у моторной перегородки; 13 — коробки (3 шт.) с лентами по углам боевого отделения для спаренного пулемёта; 14 — коробки с лентами на вращающемся полу (3 шт.) и на борту башни (1 шт.) для зенитного пулемёта; 15 — укладки цинковых коробок с патронами на вращающемся полу 
(5 шт.) и под вращающимся полом (2 шт.)
В этот период в рамках пересмотра способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия проводились мероприятия по изменению штатной организации войск.
С целью повышения живучести армейских подразделений в их составе резко увеличивалось количество танков, бронетранспортёров, зенитных средств. Так, по новым штатам, принятым в 1954 г., в танковом полку танковой дивизии состояло 105 машин (ранее их было 65).
Кроме того, в состав дивизии был включен механизированный полк. С того же года стали формироваться ттд, предназначавшиеся для прорыва укрепленной обороны противника, в которые входило по три ттп, вооруженных 195 машинами. Именно сюда и начали передаваться поступающие в войска танки Т-10.
Установка спаренного с орудием пулемета ДШК в маске орудия танка Т-10М
Установка спаренного с орудием пулемета ДШК в маске орудия танка Т-10М
Щелевой дульный тормоз 122-мм орудия М-68Т2С танка Т10-М
Щелевой дульный тормоз 122-мм орудия М-68Т2С танка Т10-М
Заряжание орудия Д-15ТА танка Т-10. Снаряд находится на цепи досылателя, отправляющего его в камеру орудия
Заряжание орудия Д-15ТА танка Т-10. Снаряд находится на цепи досылателя, отправляющего его в камеру орудия
Броневая маска орудия танка Т-10М
Броневая маска орудия танка Т-10М


Первыми были развернуты две тяжёлые танковые дивизии в составе Группы советских войск в Германии. Это были 13-я гвардейская Бобруйско-Берлинская Краснознамённая ордена Суворова и 25-я гвардейская Краснознамённая. Позже к ним присоединились 5-я Корсуньская Краснознамённая ттд и 34-я Днепровская ордена Суворова из состава Белорусского военного округа, а также 14-я гвардейская Бахмачская дважды Краснознамённая ордена Суворова ттд из Киевского военного округа. Для их формирования использовались как личный состав, так и материальная часть расформированных в 1956 г. отдельных тяжёлых танкосамоходных полков.
Танки Т-10М в Чехословакии в составе войск стран Организаций Варшавского договора. 1968г..
Танки Т-10М в Чехословакии в составе войск стран Организаций Варшавского договора. 1968г..
Танки Т-10М в Чехословакии в составе войск стран Организаций Варшавского договора. 1968г..
Танки Т-10М в Чехословакии в составе войск стран Организаций Варшавского договора. 1968г..
В составе Сухопутных войск ттд просуществовали до начала 1970-х гг., когда в армейские соединения стали поступать основные танки Т-64, Т-72 и, наконец, Т-80. По своим боевым характеристикам они значительно превосходили тяжёлые Т-10, которые постепенно передавались на долговременное хранение, перебрасывались в укрепрайоны на советско-китайской границе или же отправлялись на разборку-разделку. Официально, как и многая другая советская бронетанковая техника, тяжёлые танки Т-10 были сняты с вооружения только в 1993 г., уже в Российской Армии.
Танк Т-10 не может похвастаться сколько-нибудь яркой боевой карьерой. На экспорт эти машины никогда не поставлялись, поэтому им не представилась возможность показать себя, например, в боях на Ближнем Востоке, где прошло боевую обкатку большинство советской танковой техники (Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, ПТ-76). Единственной крупной войсковой операцией, в которой приняли участие Т-10, стала операция «Дунай» — ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии «в целях борьбы с контрреволюцией в Восточной Европе». Они находились в составе 13-й ттд 1-й гвардейской ТА и в 25-й Краснознамённой дивизии 20-й гвардейской Краснознамённой армии.

Источнк: Бронеколлекция 4'09