пятница, 22 июня 2018 г.

Приборы стрельбы и наблюдения Часть 3. Приборы ночного видения и ночные прицелы

Большое значение в повышении огневой мощи танков и эффективности их боевого использования имело создание и принятие на вооружение приборов ночного видения и ночных прицелов.
Первые отечественные образцы приборов ночного видения использовались на танках еще во время Великой Отечественной войны в ходе Сталинградской битвы для совершения маршей ночью. Эти приборы, разработанные в 1942 г. в конструкторском бюро Всесоюзного электротехнического института им. В.И. Ленина (ВЭИ) и изготовленные опытной партией в количестве 25 комплектов, на фронте себя не оправдали, так как имели небольшую дальность видения (20-25 м), малую ширину поля видимости (5-6 м) и слабую видимость рельефа местности. Кроме того, они требовали очень высокого уровня освещенности, создаваемого инфракрасными прожекторами, что также ограничивало их применение.
Учитывая сложность работ по приборам ночного видения, в 1946 г. был создан специализированный научно-исследовательский институт НИИ-801, переименованный затем в НИИ прикладной физики (ныне НПО «Орион»). Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию танковых приборов ночного видения велись группой конструкторов под руководством П.В. Тимофеева в ВЭИ им. В.И. Ленина при участии сотрудников Государственного оптического института (ГОИ). Кроме того, к работам по этой теме были привлечены конструкторские бюро Красногорского механического (СКБ-2) и Загорского оптико-механического заводов.
Характеристики
Приборы механика-водителя
Приборы командира танка
Прицел наводчика
Марка прибора
ТВН-1
ТВН-2
(ТВН-2Т)
ТКН-1
(ТКН-1Т)
ТКН-2
ТКН-3
ТПН-1
ночная ветвь
Год принятия на вооружение
1951
1957
1957
1958
1964
1957
Объект установки
Т-54А, Т-54Б, Т-10А
Т-54Б, Т-55, Т-62 (Т-10М)
Т-54Б, Т-55 (Т-10М)
Т-62
Т-62
Т-54Б, Т-55, Т-62, Т-10М
Тип прибора
Перископический
Монокулярный
Бинокулярный
Монокулярный
Бинокулярный
Монокулярный
Блок питания, марка
**
БТ-3-26
БТ-2-26
БТ-5-26
встроен.
БТ-3-26А
Рабочее напряжение блока питания, В
26±15%
26±15%
26±15%
26±15%
26±15%
26±15%
Выходное напряжение блока питания, В
15000-20000
16000-18000
17000
15000
15000
16000-18000
Потребляемая мощность, вт
12-14
20
20
**
5
20
Осветитель
ФГ-10
ФГ-10, ФГ-125
ОУ-3 (ОУ-3Т)
ОУ-3
ОУ-3
Л-2Г
Мощность лампы накаливания, Вт
40
40
100
100
100
180-220
Осевая сила света, тыс. свечей
20
20
250
250
250
1000
Дальность видения, м
40
50-60
250-300
300-400
400
750-800
Поле зрения
30°
30°
10°
Угол обзора, °
по горизонтали
по вертикали

30
25

30
25

281*
26

281*
26

281*
26

360
27
Увеличение прибора, крат
1
1
2,75
5
4,2
5,5
Перископичность, мм
309
212 (242)
200
200
200
260
Диаметр осветителя, мм
173
173
200
200
200
350
Осевая сила света осветителя, тыс. свечей
16
16
250
250
250
1000
Дистанция демаскировки осветителя при наблюдении, м:
невооруженным глазом
через ПНВ

50
10000

50
10000

90
16000

90
16000

90
16000

100
16000
Масса прибора, кг
1,9
5,2
7,35
11,2
12,5
16,6
* − при повороте только командирской башенки
** − нет данных

Первым серийным ночным прибором, установленным в танке Т-54, был монокулярный прибор ночного видения ТВН-1, созданный в 1951 г. в КБ Загорского оптико-механического завода. Этот прибор после доработки и испытаний в 1954 г. на опытном танке Т-54М обр. 1954 г. приняли на снабжение и стали монтировать в серийном танке Т-54А, а с 1956 г. – и в тяжелом танке Т-10А. Для подсветки местности при использовании прибора ТВН-1 применялась фара ФГ-10 с инфракрасным фильтром.Уже к середине 1947 г. НИИ-801 отправил на завод №183 чертежи и опытные образцы приборов для ночного вождения и стрельбы из танка, конструкторский отдел которого приступил к проработке их установки в танке Т-54. Завершить испытания приборов планировалось к декабрю того же года. Однако работы на заводе № 183 по установке приборов ночного видения затянулись до 1951 г. Это было связано с доработкой и совершенствованием конструкции ночных приборов как в самом ВНИИ-801, так и в КБ заводов, привлеченных к этому направлению.
Танковый прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1 в комплекте с фарой ФГ-10 с ИК-фильтром, фильтром радиопомех ФР-82 и высоковольтным блоком питания
Танковый прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1 в комплекте с фарой ФГ-10 с ИК-фильтром, фильтром радиопомех ФР-82 и высоковольтным блоком питания
Параллельно с доработкой прибора ночного видения ТВН-1 в 1952-1954 гг. в ВЭИ им В.И. Ленина при научном руководстве П.В. Тимофеева были спроектированы: совместно с КБ Загорского оптико-механического завода – ночной монокулярный прибор наблюдения командира (шифр «Узор»), а с СКБ-2 Красногорского механического завода – ночной монокулярный танковый прицел наводчика (шифр «Луна II»). Кроме того, продолжились работы по совершенствованию конструкции прибора ТВН-1, которые привели к созданию на его основе бинокулярного ночного прибора (шифр «Угол»).
Конструкция прибора ТВН-1 и его оптическая схема
Конструкция прибора ТВН-1 и его оптическая схема
Проект установки командирского ночного прибора наблюдения «Узор» в танке Т-54 был выполнен КБ завода №183 еще в декабре 1952 г. Заводские испытания в танке макет прибора прошел в начале 1953 г., однако для внедрения в серийное производство потребовалась доработка его конструкции, которая продлилась до 1955 г.

Лишь только в 1955-1956 гг. в КБ завода №183 совместно с КБ Загорского оптико-механического завода были завершены работы по установке в танк Т-54 полного комплекта ночных приборов: приборов ночного видения механика-водителя «Угол», командира танка «Узор» и ночного прицела наводчика «Луна II». В июне 1956 г. два танка Т-54А, оборудованные ночными приборами, вышли на государственные испытания. По завершении испытаний и проведения соответствующих доработок постановлением Совета Министров СССР №367-179 от 5 апреля 1957 г. приборы ночного видения «Угол», «Узор» и ночной прицел «Луна II» были приняты на вооружение и стали монтироваться в серийном танке Т-54Б под соответствующими марками: ТВН-2, ТКН-1 и ТПН-1.

Прицел ТПН-1 имел инфракрасный прожектор Л-2Г с лампой накаливания и пленочным инфракрасным фильтром. При работе с прибором ТКН-1 для подсветки местности использовался осветитель ОУ-3, а для прибора ТВН-2 – фара ФГ-10 (ФГ-100), оснащенные инфракрасными фильтрами.

Применение приборов ночного видения ТВН-1 и ТВН-2 обеспечивало возможность вождения танков ночью как на марше, так и в боевых условиях со скоростью 15-25 км/ч.

Приборы ТВН-2, ТКН-1 и прицел ТПН-1 выпускались в нескольких модификациях, в зависимости от типа (марки) машины, на которой они устанавливались. Выпускались следующие модификации приборов: ТВН-2, ТВН-2Б, ТВН-2БМ, ТВН-2Т, ТКН-1, ТКН-1Б и ТКН-1Т; прицела – ТПН-1,ТПН-1-22-11, ТПН-1-29-14, ТПН-1-41-11 и ТПН-1-432. Конструкция всех модификаций приборов и прицела была одинаковой. Модификации прибора ТВН-2 отличались только габаритами, способами крепления и уплотнения в шахте, прибора ТКН-1 – наличием рукояток и тяги, соединявшей осветитель с прибором, прицела ТПН-1 – расположением проушин на корпусе и рычага параллелограмма, а также различными шкалами прицеливания, соответствующими баллистике тех пушек, для которых он предназначался.
Конструкция ночного прицела ТПН-1 и его оптическая схема
Конструкция ночного прицела ТПН-1 и его оптическая схема
Установка ночного прицела ТПН-1 в танке
Установка ночного прицела ТПН-1 в танке
Так, например, ночные приборы ТКН-1Т, ТВН-2Т и прицел ТПН-1-29-14 устанавливались в танке Т-10М, принятом на вооружение в 1957 г., а приборы ТКН-1, ТВН-2 и прицел ТПН-1-22-11 – в танке Т-55, принятом на вооружение в 1958 г. Впоследствии ночной прибор ТКН-1 заменили прибором ТКН-1C (отличался от предыдущего встроенным блоком питания), а прибор ТВН-2 с фарой ФГ-10 (ФГ-100) – прибором ТВНО-2 (с электрообогревом головной призмы и окуляров) с фарой ФГ-125.
Конструкция ночного прибора ТКН-1 и его оптическая схема
Конструкция ночного прибора ТКН-1 и его оптическая схема
Установка ночного прибора наблюдения командира ТКН-1 по-боевому
Установка ночного прибора наблюдения командира ТКН-1 по-боевому
Танковый прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2 в комплекте с блоком питания БТ-3-26 и фарой ФГ-10 (ФГ-100)
Танковый прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2 в комплекте с блоком питания БТ-3-26 и фарой ФГ-10 (ФГ-100)
Одновременно с доработкой конструкции ночного прибора наблюдения командира «Узор» в КБ Загорского оптико-механического завода в 1956 г. развернулась работа по созданию комбинированного (дневного-ночного) бинокулярного смотрового прибора командира, получившего шифр «Кармин». В 1957 г. опытный танк Т-55, оборудованный прибором «Кармин», прошел испытания на заводе №183. В 1958 г. этот прибор под маркой ТКН-2 был принят на снабжение и с 1961 г. устанавливался в танке Т-62. В 1964 г. он уступил место более совершенному комбинированному прибору ТКН-3 со встроенным блоком питания электронно-оптического преобразователя. Кроме того, в оптических (дневных) ветвях прибора ТКН-3 использовались просветленные объективы, что вдвое увеличило светопропускание ветвей. Прибор ТКН-3 выпускался также в модификации, имевшей обозначение ТКН-ЗА, которая отличалась от базового варианта только перископичностью (260 мм).
Комбинированный прибор наблюдения командира ТКН-3
Комбинированный прибор наблюдения командира ТКН-3
Параллельно с разработкой приборов ночного видения в 1956 г. был разработан и принят на вооружение прибор ночного видения механика-водителя БВН, предназначавшийся к установке в танки и САУ периода Великой Отечественной войны, находившиеся на вооружении Советской Армии.
Конструкция ночного прибора механика-водителя БВН и его оптическая схема
Конструкция ночного прибора механика-водителя БВН и его оптическая схема
Ночной прибор механика-водителя БВН в комплекте с блоком питания и фарой ФГ-10 (ФГ-100)
Ночной прибор механика-водителя БВН в комплекте с блоком питания и фарой ФГ-10 (ФГ-100)
Серийное производство приборов ночного видения было организовано на Новосибирском и Изюмском приборостроительных заводах, Минском и Загорском оптико-механических заводах. Дополнительно для производства ночных приборов был построен специальный цех на заводе «Экран» в Новосибирске.

Кроме того, в 1959 г. в ВЭИ им. В.И. Ленина для вождения танка в положении по-походному в ночных условиях для механика-водителя создали ночные очки ПНВ-57, крепившиеся на шлемофоне. Дальность видения составляла 40 м, угол поля зрения – 20°. Серийное производство очков было организовано на Загорском оптико-механическом заводе и Лыткаринском заводе оптического стекла.
Ночные очки ПНВ-57 для вождения техники по-походному
Ночные очки ПНВ-57 для вождения техники по-походному
Проектирование ночных пассивных («бесподсветочных») приборов и прицелов, работавших в условиях естественной ночной освещенности без использования инфракрасных источников подсветки, началось еще в 1950-х гг. В августе 1960 г. в ГКОТ подготовили «Предложения по развитию танкового и противотанкового управляемого реактивного вооружения, а также развитию типов танков и танкового вооружения», в которых отдельный раздел был посвящен приборам ночного видения, функционировавшим при естественной ночной освещенности. Предполагалось создание ночного прицела с дальностью видения до 800 м и командирского ночного прибора «Кармин-2» с дальностью видения до 500 м, а также подчеркивалась необходимость продолжения НИР по разработке ночного пассивного танкового прицела с дальностью видения до 3000 м. В перспективе предполагалось оснастить все танки ночными приборами, работающими при естественной ночной освещенности с дальностью видения не менее 3000 м, а также спроектировать специальный командирский танк, оборудованный ночными приборами наблюдения с дальностью видения до 5000 м и танковым ночным прицелом-дальномером с дальностью видения до 3000 м, для управления линейными танками при ведении боя в ночных условиях.

В 1961-1962 гг. в КБ Загорского оптико-механического завода был создан перископический комбинированный танковый прицел ТПНБ-1-22, который предназначался для ведения стрельбы из 100-мм пушки Д-10Т2С. В мае-июне 1962 г. два таких прицела, установленные Уралвагонзаводом в танках Т-55, прошли заводские испытания. Использование этого прицела потребовало внесения ряда изменений в конструкцию башни танка (упразднение амбразуры штатного телескопического прицела, дополнительный вырез в крыше башни под установку сменных головок прицела с броневой защитой).
Комбинированный танковый прицел ТПНБ-1-22
Комбинированный танковый прицел ТПНБ-1-22
Прицел ТПНБ-1-22 оснащался двумя сменными головками: дневной и комбинированный (с дневной и ночной ветвями). Увеличение дневной ветви прицела составляло 3,5х и 7,0х, поле зрения – 18° и 9° соответственно. Увеличение ночной ветви – 6х с полем зрения 5°. В ночной ветви имелась шторка для перекрытия сверху поля зрения. Дальность видения (при естественной освещенности 5×103 лк), обеспечивавшая прицельную стрельбу по цели типа «Танк» при любом ракурсе, составляла 800 м. Кроме того, прицел был оборудован: автоматической системой защиты электронно-оптического преобразователя от засветок (на специальном фотоумножителе); защитой от засветок собственным выстрелом, сблокированной со спусковым механизмом пушки; электрохолодильником; блоком питания на 45 кВ с делителем и стабилизатором напряжения. Питание холодильника осуществлялось от бортовой сети танка через преобразователь.

Заводские испытания прицел ТПНБ-1-22 не выдержал по причине недостаточной дальности и четкости видимости при наблюдении в ночную ветвь (600 м вместо 800 м), преждевременного отказа в работе электронно-оптического преобразователя, а также ненадежной работы при стрельбе из пушки. Прицел был отправлен на доработку.
Установка сменных головок прицела ТПНБ-1 -22. Установка дневной головки
Установка сменных головок прицела ТПНБ-1 -22. Установка дневной головки
Установка сменных головок прицела ТПНБ-1 -22. Установка комбинированной головки
Установка сменных головок прицела ТПНБ-1 -22. Установка комбинированной головки
Работа по созданию ночных пассивных («бесподсветочных») приборов в конце рассматриваемого периода привела к созданию в ВЭИ им. В.И. Ленина и КБ Загорского оптико-механического завода бинокулярного пассивно-активного прибора механика-водителя (ТВНЕ-1 ПА), который был принят на вооружение и внедрен в серийное производство уже во втором послевоенном периоде.

Источник: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий