среда, 20 июня 2018 г.

Конструкция танка Т-10 «Объект 730»

Танк Т-10
Бронекорпус танка Т-10 имел сварную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта — составные из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса выполнялся откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии, как у Т-34.
Днище корпуса — штампованное, корытообразной формы; в задней своей части — плоское. Жёсткость его усилена вваренными кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или резьбовыми пробками.
Место механика-водителя — впереди по оси машины. В движении он мог пользоваться приборами наблюдения: ТПВ-51, установленным в крышке люка, и двумя ТИП — вверху корпуса.
Башня — литая, с переменными углами наклона стенок. Передняя часть её крыши отливалась заодно с корпусом, а задняя — приваривалась. Справа в крыше находился люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемёта; над люком слева размещалась командирская башенка с прибором наблюдения ТПКУ. По окружности верхнего погона башенки находились семь приборов наблюдения ТНП. Для наводчика и заряжающего в башне имелись три прибора ТПБ-51.
Броневая маска башни танка Т-10. Рядом с орудием спаренный 12,7-мм пулемет ДШКМ
Броневая маска башни танка Т-10. Рядом с орудием спаренный 12,7-мм пулемет ДШКМ
Толщина брони передней части — 250 мм, литой части крыши — 40 мм. Механизм поворота башни — планетарный, с ручным и электрическим приводами.
Основное вооружение — 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, как и спаренный с ней 12,7-мм пулемёт ДШКМ, устанавливалась в литой маске башни. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Прицел — телескопический ТШ2-27. При заряжании применялся механизм досылания, скорострельность при этом составляла 3-4 выстр./мин; при заряжании вручную — 2-3 выстр./мин. В боекомплект пушки входило 30 выстрелов раздельного заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках. Прицельная дальность ведения огня составляла 5000 м, максимальная дальность стрельбы — 15 000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда — 795 м/с.
Серийный танк Т-10 первых выпусков, вооружённый 122-мм орудием Д-25ТА с двухкамерным дульным тормозом; на башне 12,7мм пулемёт ДШКМ. На корме установлены дополнительные топливные баки
Серийный танк Т-10 первых выпусков, вооружённый 122-мм орудием Д-25ТА с двухкамерным дульным тормозом; на башне 12,7мм пулемёт ДШКМ. На корме установлены дополнительные топливные баки
На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ, снабжённый коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект — 1000 патронов: 300 — к спаренному пулемёту и 150 — к зенитному укладывались, соответственно, в шесть и три штатные патронные коробки; ещё 550 патронов находились в цинковых коробках.
Башня-танка-Т-10
Башня танка Т-10:
1передняя литая часть крыши; 2 — вварной лист крыши; 3колпак вентилято­ра; 4крышка люка заряжающего; 5отверстие для тяги крепления рамки пушки; 6 крышка люка командира; 7 — стакан антенного ввода; 8 отверстие для прибора наблюдения; 9поручень; 10рым; 11окно для прицела; 12пальцы для креп­ления рамки пушки; 13дождевой щиток; 14окно для спаренного пулемёта ДШК; 15отражатель
Дизельный двигатель В-12-5 — 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Его основные особенности: наличие центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, позволившего увеличить его мощность, и двух суфлёров на верхнем картере; оборудование комбинированным масляным фильтром Кимаф-3 и двойным подводом масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насаса с электромотором для обеспечения смазкой при запуске; отсутствие выпускных коллекторов. Запуск двигателя осуществлялся электростартером типа СТ 700А или сжатым воздухом.
В топливную систему танка входили три внутренних бака: два задних ёмкостью по 185 л и один передний на 90 л, соединённые между собой трубопроводами. Кроме того, на крыльях в корме танка разместили по одному наружному топливному баку ёмкостью по 150 л, подключённых к топливной системе танка. Таким образом, запас топлива составлял 760 л. Начиная с июня 1955 г. стали устанавливать в корме ещё 270-литровый внутренний бак.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая, эжекционная. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа.
Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК» и двух двух¬ступенчатых бортовых передач. Всего обеспечивалось восемь передач вперёд и две назад. Главный фрикцион в его классическом понимании в трансмиссии отсутствовал, нейтральное положение в механизме передач и поворотов можно было получить при его выключении. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода.
Ходовая часть танка имела ведущие колёса заднего расположения со съёмными венцами с 14 зубьями. На каждом борту было по семь литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и по три поддерживающих катка. Подвеска танка — независимая, с пучковыми торсионами по семь стержней. Внутри балансиров крайних подвесок располагались гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве подрессорников применялись буферные пружины.
Танк Т-10 на крутом горном спуске. Пушка установлена по-походному. Испытания. 1952 год
Танк Т-10 на крутом горном спуске. Пушка установлена по-походному. Испытания. 1952 год
Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Число траков в каждой цепи — 88, шаг трака — 160 мм, ширина — 720 мм.
Система электрооборудования — однопроводная, 24-вольтовая. Применялись генератор Г-74 и четыре аккумуляторные батареи.
Связь устанавливалась радиостанциями 10РТ-26Э, внутренняя — ТПУ-47-2 на четыре абонента.
Танк оборудовался также автоматической углекислотной системой ППО с термозамыкателями. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5.
Общий вид танка Т-10
Общий вид танка Т-10
Источнк: Бронеколлекция 4'09