Чехословацкий опытный плавающий транспортёр VOZ (Tatra 807)

Разработка плавающего транспортёра была начата конструкторами фирмы Tatra в 1950 году, согласно задания, полученного от чехословацких военных.

Транспортёр VOZ (Tatra 807)
Транспортёр VOZ (Tatra 807)

Первоначально, заданием предусматривалось создание чехословацкого аналога американскому DUKW – плавающего транспортёра грузоподъемностью 3-4 тонны и с использованием узлов и агрегатов от грузового автомобиля Tatra-111. Но в 1951 году проект пересмотрели в сторону увеличения грузоподъемности транспортёра до 7 тонн.

В связи с увеличением требуемой грузоподъемности, пересмотрели и проект будущей машины, который фактически раздвоился – конструкторы стали прорабатывать два варианта: колёсный, VOZ-1, и гусеничный, VOZ-2. VOZ-1 планировалось изготовить к 1952 году, гусеничной – к 1953, однако на стадии проработки проектов выявилось, что колёсная машина не будет отвечать ТТЗ, в частности не сможет обеспечить требуемой скорости на плаву в 12 км/ч, по этому работы над VOZ-1 решено было свернуть, полностью сконцентрировав усилия на машине VOZ-2.

Макет чехословацкого опытного плавающего транспортёра VOZ
Макет чехословацкого опытного плавающего транспортёра VOZ
Макет чехословацкого опытного плавающего транспортёра VOZ - вид с левого борта
Макет чехословацкого опытного плавающего транспортёра VOZ – вид с левого борта

Окончательно проект плавающего транспортёра был утверждён в 1954 году (при этом также было утверждено и новое название транспортёра – Tatra 807). Согласно утверждённому проекту VOZ должен был перевозить на верхней палубе либо орудие с боекомплектом (57-мм противотанковое обр. 1943 г. или 85-мм противотанковое обр. 1952 г.) либо автомобиль (Škoda Š-973 или Tatra 805). На Tatra 807 устанавливался танковый двигатель В-2-34, в конструкции применялись узлы и агрегаты грузового автомобиля Tatra T-111.

Чехословацкий опытный плавающий транспортёр VOZ на испытаниях
Чехословацкий опытный плавающий транспортёр VOZ на испытаниях

Прототип транспортёра был изготовлен в конце 1954 года. Предварительные испытания машины проведены в 1955 году. В ходе предварительных испытаний был выявлен ряд технических недоработок, однако в целом машина успешно прошла тестирование. В 1956 году были проведены сравнительные испытания VOZ совместно с советским аналогом – К-61.

Чехословацкий опытный плавающий транспортёр VOZ
Чехословацкий опытный плавающий транспортёр VOZ с поднятыми защитными экранами

В ходе сравнения чехословацкая машина превзошла К-61 практически по всем параметрам, у советской машины оказалось одно преимущество, которое и позволило обойти детище Tatra – большие размеры грузовой платформы. К тому же, к моменту проведения сравнительных испытаний, чехословацкие военные уже пересмотрели свои требования, и новому ТТЗ транспортёр VOZ уже не отвечал – не мог перевозить грузовой автомобиль Praha V3S (для обеспечения этой возможности требовалось полностью перерабатывать проект). В виду этого проект VOZ был свёрнут, а на снабжение чехословацкой народной армии стали поступать советские машины.

Добавить комментарий