Чехословацкие ЗСУ на базе Т-34-85 с пушкой R10

Практически сразу после окончания войны Škoda занялась разработкой зенитной артиллерии, в том числе и автоматической. Ещё во время войны Škoda разработала 50-мм автоматическую зенитную пушку, которая предназначалась для немецкой армии.

ЗСУ на базе Т-34-85 с пушкой R10
ЗСУ на базе Т-34-85 с пушкой R10

После войны эта разработка продолжила развиваться. Результатом этой работы стала 50-мм автоматическая пушка, имевшая откровенно немецкие корни. Орудие, спроектированное в 1948 году, предполагалось ставить на ЗСУ 50 mm ShPLK 2,12/1020-LP, базой для которого должно было стать переработанное шасси Škoda T-17. Ни зенитное орудие, ни шасси для него дальше бумаги не продвинулись.   В 1949 году на испытания вышла 57-мм зенитная пушка R8, переработанная версия той самой 50-мм зенитной пушки. Как и предыдущая конструкция, она создавалась с оглядкой на немецкие разработки. Питание осуществлялось из металлических обойм ёмкостью 3 выстрела каждая. Боеприпасы R8 отличались от советских 57-мм патронов.  

Позднее появилась зенитная пушка R 10 с лафетом по образцу 40-мм зенитной установки системы Bofors. Разработка этой системы затянулась, лишь в 1956 году R 10 приняли на вооружение. Орудие с переменным успехом соревновалось с советской системой С-60, выигрывая по одним показателям и проигрывая по другим. Было изготовлено 220 R 10, причём одновременно с ними чехословацкая армия закупила и С-60. Это был единственный успех чехословацких конструкторов на поприще создания зенитных систем среднего калибра. Более крупные зенитные орудия, которые разрабатывала Škoda, в серию так и не пошли.  

На фоне прогресса в работе по R 10 снова возник вопрос о создании зенитной самоходной установки. Из-за смерти проектов Škoda T-17 и Škoda T 50 единственной подходящей базой для неё остался Т-34-85. 19 сентября 1952 года институт VTU получил задание на разработку ЗСУ с использованием шасси Т-34-85 и зенитного орудия R 10. Помимо зенитных функций, на машину также возлагалась задача по борьбе со слабо бронированными целями. Изучив зарубежный опыт, в VTU пришли к выводу, что необходимо создавать зенитный танк вроде английского Crusader AA, шведского Landsverk Anti и его венгерской производной Nimrod. Это упрощало задачу, поскольку в таком случае не требовалось устанавливать большую платформу и, соответственно, серьёзно переделывать шасси Т-34-85.

ЗСУ на базе Т-34-85 с пушкой R10
ЗСУ на базе Т-34-85 с пушкой R10

При проектировании требовалось сохранить боевую массу машины в пределах массы Т-34-85. Задача усложнялась тем, что чехословацкие военные требовали обеспечить защиту лобовой части зенитной башни от огня малокалиберной артиллерии. Кроме того, штатный расчёт орудия состоял из 4 человек (2 наводчиков, командира и заряжающего). В результате полностью вписаться в заданные требования не получилось. Боевая масса башни Т-34-85 вместе с орудием, боезапасом и расчётом составляла 7820 килограмм, а зенитная башня весила 8400 килограмм. Башню выполнили открытой с кормы и сверху. В лобовой части толщина брони составила 40 мм, а по бортам — 20 мм. Впрочем, броневые листы тестового образца зенитной башни были изготовлены из фанеры.

ЗСУ на базе Т-34-85 с пушкой R10 - вид спереди
ЗСУ на базе Т-34-85 с пушкой R10 – вид спереди
ЗСУ на базе Т-34-85 с пушкой R10 - вид с кормы
ЗСУ на базе Т-34-85 с пушкой R10 – вид с кормы

Результаты испытаний, которые проводились с марта по июль 1953 года, оказались не особо хорошими. Башня получилась слишком тесной, да и сама идея использования в качестве вооружения ЗСУ пушки R 10 с минимальными изменениями конструкции оказалась ошибочной. Башня получилась слишком высокой. 29 августа 1953 года работы по этой теме были остановлены.

Добавить комментарий