Тяжелый танк Т-10 (ИС-5, ИС-8)

В конце 40-х годов на вооружении Советской Армии состояли сразу три типа тяжелых танков (ИС-2, ИС-3 и ИС-4), каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу.

Тяжелый танк Т-10 (ИС-5)
Тяжелый танк Т-10 (ИС-5)

Испытанный ИС-7, несмотря на высокие характеристики, оказался излишне тяжелым. В соответствии с этим в конце 1948 г. ГБТУ выдало техническое задание на новый тяжелый танк с ходовой частью и защищенностью по типу ИС-4, но с формой корпуса по типу ИС-3.
  Основным требованием являлось ограничение боевой массы машины — не свыше 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за «Объект 730» (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Котина.

Тяжелый танк Т-10 (Объект 730). 1950 г.
Тяжелый танк Т-10 (Объект 730). 1950 г.

Официально машина должна была получить индекс ИС-5. В апреле 1949 г. был разработан аванпроект ИС-5, согласно которому новый танк должен был представлять собой машину массой 50 т на семикатковой ходовой части, с корпусом, имеющим «нос с горбинкой». В мае построили в натуральную величину деревянный макет танка, а затем в опытном цехе началось изготовление первою прототипа «объекта 730». Наибольшие проблемы при проектировании танка вызвала торсионная подвеска, работоспособность которой уже у танка ИС-4 вызывала большие проблемы. После многократных опытов остановились на т.н. «пучковом» торсионе, состоявшем из нескольких прутках малого диаметра.   После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворяет ТТТ, и было принято решение о выпуске установочной партии в 10 танков.  

Они прошли два этапа заводских испытаний в 1949 г., после чего в апреле – мае 1950 г. на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке состоялись государственные испытания.  

По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство танка «Объект 730» с доработками по МТО. Однако не все тут было гладко. В новой машине пришлось произвести много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводских испытаний, которые закончились к декабрю 1952-го. Принятие на вооружение танка ожидалось весной 1953 г., но поскольку умер И. Сталин, этот процесс затянулся, и лишь в конце 1953 г. танк был принят на вооружение Советской Армии под индексом Т-10.  

К началу 1954 г. была готова версия стабилизированного в вертикальной плоскости 122-мм орудия Д-25ТС, снабженного ПУОТ-1 «Ураган». Таким образом, на Ленинградском Кировском заводе в 1954-1955 гг. был построен и испытан танк «Объект 267 сп. 1», до полненный перископическим оптикогироскопическим прицелом ТПС-1 и дублирующим нестабилизированным прицелом ТУП.   Осенью 1955 г. после проведения испытаний на вооружение был принят танк Т-10А (Объект 731) со стабилизацией орудия в вертикальной плоскости.

 Устройство танка Т-10

Бронекорпус Т-10 («Объект 730») имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа» и изготавливался сваркой. Борта — составные, из верхней наклонной и нижней тутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным (как у Т-34) — для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии.    

Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки в танк имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора; один из них ТПВ-51 устанавливался в крышке люка, два других ТИП — в окнах верхней части лобовых листов корпуса.   Башня — литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной – от 250 мм в носовой части до 40 мм налитой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки — семь приборов наблюдения ТИП. Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего.  

Башня танка Т-10
Башня танка Т-10

Механизм поворота башни — планетарный, с ручным и электрическим приводами.   Вооружение Т-10 – 122-мм танковаяпушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены влитой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня – 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3-4 выстр./мин, а при заряжании вручную — 2-3 выстр./мин. На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету — в трех специальных патронных коробках. 550 патронов пулеметного боекомплекта находились в цинковых коробках.  

Установка 122-мм орудия Д-25ТА в башне танка Т-10
Установка 122-мм орудия Д-25ТА в башне танка Т-10

Двенадцати цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 куб. см и максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л.с. (515,2 кВт) при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками. Двигатель В-12-5 относился к дизелям типа В-2. Его основными особенностями были:  – установка центробежного нагнетателя воздуха AM-42, что позволило увеличить его мощность;  – установка на верхнем картере двигателя двух суфлеров;  – оборудование двигателя комбинированным масляным фильтром Кимаф-3; – наличие двойного подвода масла к коленчатому валу; – установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения двигателя смазкой при запуске; – наличие привода для электротахометра; – отсутствие выпускных коллекторов.  

Общий вид танка Т-10 А. Объект 731. 1955 г.
Общий вид танка Т-10 А. Объект 731. 1955 г.

В топливную систему танка входили три внутренних бака — два задних емкостью по 185 л и один передний – 90 л. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, а передний соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 л каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л. Начиная с июня 1955 г. устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л.   На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа. Система охлаждения – жидкостная, закрытая, эжекционная.  

Запуск двигателя осуществлялся электростартером типа СТ 700А или сжатым воздухом. Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК», обеспечивавшей восемь передач вперед и две назад, и двух двухступенчатых (с простым шестеренчатым и планетарным рядами) бортовых передач. Главного фрикциона в его классическом понимании в трансмиссии не было, нейтральное положение в механизме передач и поворотов получалось при выключении МПП. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода.  

Ходовая часть танка Т-10 состояла из ведущих колес заднего расположения, которые имели съемные венцы с 14 зубьями, также на каждом борту было по 7 литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и по три поддерживающих катка. Подвеска танка независимая, с пучковым торс ионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Внутри балансиров крайних подвесок располагались гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Гусеница – мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Число траков в каждой цепи — 88. Шаг трака – 160 мм, ширина – 720 мм. Система электрооборудования однопроводная, с бортовым напряжением 24-вольт, состояла из генератора Г-74 и четырех аккумуляторных батарей. Для связи на танке установлена радиостанция 10РТ-26Э и танковое переговорное устройство ГПУ-47-2 на четырех абонентов.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т-10:
Год изготовления1952
Боевой вес, кг50000
Экипаж, чел4
Габаритные размеры: 
Длина общая, мм9715
Ширина, мм3518
Высота, мм2460
Клиренс, мм450
Вооружение: 
Пушек, шт. х кал.1×122-мм
Тип орудияД-25ТА
Снарядов, шт.30
Пулеметов, шт. х кал.2×12,7-мм
Тип пулеметаДШКМ
Патронов, шт.1000
Толщина брони: 
Верт. корпуса, мм120-80-60
Гориз. корпуса, мм30-16
Башня250-50 (литье)
Двигатель: 
Тип4т/12ц/д/ж
МаркаВ-12-5
Мощность, макс., л.с.700
При частоте об/мин2100
Передач КПП8/2
Скорость макс., км/ч42
Тип топливаДизельное
Емк. бака, л460/300
Запас хода: 
Шоссе, км
Проселок, км
Преодолеваемые препятствия: 
Уд. давление, кгс/см20,77
Подъем, град.32
Ров, мм2700
Стенка, мм900
Брод, мм1500

  Источник: Танковая мощь СССР. – М.: Яуза, Эксмо, 2008.

Добавить комментарий