Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1»

25 июля 1960 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР была начата разработка ЗРК «Стрела-1».

Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1»
Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1»

Разработка велась одновременно с созданием ПЗРК «Стрела-2». ЗРК «Стрела-1» разрабатывался как лёгкий переносной зенитный комплекс в качестве запасного варианта и предназначался для противодействия воздушным целям, действующим на высотах от 50- 100 до 1000-1500 метров, на дальности до двух километров и со скоростью 250 м/с (900 км/ч).

Головным разработчиком всего комплекса в целом и ЗУР 9М31 являлось ОКБ-16, а главным конструктором был назначен А.Э. Нудепьман. Разработка головок самонаведения была поручена ЦКБ-589 и должна была вестись под руководством В.А. Хрусталева, однако после преобразования ЦКБ-589 в ЦКБ «Геофизика» разработка головки самонаведения велась под руководством главного конструктора Д.М. Хорола.  После того как разработки ЗРК «Стрела-1» и ПЗРК «Стрела-2» были окончены, было принято решение продолжить работы в направлении ЗРК «Стрела-1» и использовать комплекс в роли полкового и батальонного средства ПВО. Для этого была поставлена задача увеличить дальность и высоту поражения целей, а также разместить комплекс на автомобильном шасси.

После завершения государственных испытаний, 25 апреля 1968 года ЗРК «Стрела-1» приняли на вооружение. В качестве базы для размещения ЗРК была использована БРДМ-2. Боевая машина 9А31 оснащена пусковой установкой с размещенными на ней четырьмя ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах, аппаратурой запуска ЗУР, оптическими средствами обнаружения и прицеливания, а также средствами связи. Внутри машины размещен экипаж, состоящий из трех человек: механика-водителя, оператора-наводчика и командира.   ЗРК мог вести стрельбу по самолетам и вертолетам, летящим на высотах от 50 до 3000 метров со скоростями до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных, а также по зависшим вертолетам и по дрейфующим аэростатам.

Возможности фотоконтрастной ГСН позволяли вести стрельбу только по визуально видимым целям на фоне ясного неба или сплошной облачности. Зависимость от освещенности цели, метеоусловий и фоновой обстановки ограничивала боевое использование комплекса «Стрела-1». 

Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1» - вид спереди
Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1» – вид спереди
Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1» - вид сбоку
Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1» – вид сбоку

Для снижения стоимости и повышения надежности боевой машины наведение пусковой установки на цель осуществлялось мускульными усилиями оператора-наводчика. С помощью системы рычажно-параллелограммных устройств он руками выводил на нужный угол места (в диапазоне от -5° до +80°) связанные друг с другом пусковую раму с ракетами, объектив оптического визирного устройства и грубый визир, а ногами посредством соединенных с сиденьем коленных упоров вкруговую наводил пусковую установку по азимуту, отталкиваясь от закрепленного на полу машины конуса.

Передняя стенка башни оператора в секторе 60° по азимуту была выполнена из прозрачного пулестойкого стекла. В транспортном положении ПУ опускалась на крышу боевой машины.

Стрельба в движении обеспечивалась за счет почти полной естественной уравновешенности качающейся части и совмещения центра тяжести ПУ с ракетами с точкой пересечения осей качания машины, благодаря способности человека-оператора парировать низкочастотные колебания корпуса машины. 

Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1» - вид сбоку
Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1» – вид сбоку
Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1» - вид сзади
Боевая машина 9А31 зенитного-ракетного комплекса 9К31 «СТРЕЛА-1» – вид сзади

Серийно ЗРК «Стрела-1» выпускали Саратовский агрегатный завод (боевая машина 9А31) и Ковровский механический завод (ракета 9М31). Четыре боевых машины 9А31 комплекса «Стрела-1» состояли на вооружении зенитного ракетного взвода, организационно входившего в состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи мотострелкового или танкового полка.

Боевая работа ЗРК «Стрела-1» осуществлялась в следующем порядке. При получении целеуказания или при самостоятельном визуальном обнаружении цели оператор-наводчик наводил пусковую установку на цель, используя для повышения точности оптический визир. Одновременно включалось питание борта первой ЗУР (через пять секунд – второй ЗУР) и открывались крышки транспортно-пусковых контейнеров. Услышав звуковой сигнал о захвате цели ГСН и визуально оценив момент входа цели в зону пуска, огератор нажатием кнопки «Пуск» осуществлял старт ракеты. При движении ракеты по контейнеру срезался кабель электрического питания ЗУР, при этом в предохранительно-исполнительном механизме снималась первая ступень предохранения. Стрельба велась по принципу «выстрелил и забыл».   

В декабре 1970 года был принят на вооружение модернизированный вариант ЗРК «Стрела-1М». Модернизированный комплекс имел большую дальность, уменьшенную на 400-600 метров ближнюю и до 30 метров нижнюю границу зоны поражения. Благодаря введению в состав комплекса пассивного радиопеленгатора 9С12 была увеличена дальность и вероятность обнаружения целей. Пеленгатор был способен оценивать воздушную обстановку и сопровождать цели до момента обнаружения оптическими приборами. Кроме того, пеленгатор мог выдавать целеуказания другим боевым машинам, которые не оснащены пеленгатором. В качестве основного вооружения использовалась ЗУР 9М31М. которая обладала улучшенными летными характеристиками и более точной системой наведения.

Добавить комментарий