Легкий немецкий танк Panzer II (Sd.Kfz.121) (Краткая справка)

Легкий танк, более крупный по размерам и сильнее вооруженный, чем Pz. l. Как и последний, первоначально предназначался для подготовки личного состава и сколачивания боевых подразделений танковых войск, но представлял собой более полноценную боевую машину. Выпускался фирмами MAN, Deimler-Benz, FAMO, MIAG, Henschel, Wegmann, Alkett и «Объединенными машиностроительными заводами» в Варшаве. В производстве с 1935 по 1941 год.

Легкий немецкий танк Panzer II (Sd.Kfz.121)
Легкий немецкий танк Panzer II (Sd.Kfz.121)

Серийные модификации танка Panzer II:

  • Pz. II al — первый вариант массой 7,6 т. Двигатель Maybach HL 57TR мощностью 130 л. с. Скорость — 40 км/ч. Вооружение: 20-мм пушка KwK 30 и пулемет MG 34. Экипаж 3 чел. Изготовлено 10 единиц.  
  • Pz. II а2 — небольшие изменения в системе охлаждения двигателя и вентиляции боевого отделения. Изготовлено 15 единиц.  
  • Pz. II a3 — установлена моторная перегородка и дополнительный люк в днище для доступа к агрегатам двигателя. Изготовлено 50 единиц.  
  • Pz. II b — внесены небольшие изменения в ходовую часть. Длина танка возросла до 4760 мм. Двигатель Maybach HL 62TR мощностью 140 л. с. Изготовлено 25 единиц.  
  • Pz. II c — новая ходовая часть с пятью опорными катками среднего диаметра. Габариты: 4810×2223×1990 мм. Боевая масса 8,9 т. Броня изготовлена из молибденовой стали. Двигатель и вооружение без изменений. Изготовлено 200 единиц.  
  • Pz. II A — синхронизированная коробка передач, двигатель Maybach HL 62TRM. Новый тип смотровой щели механика-водителя. В остальном подобен Pz. II c. Изготовлено 100 единиц.
Немецкий легкий танк Pz. II Ausf.A на улицах Варшавы. Сентябрь 1939 года
Немецкий легкий танк Pz. II Ausf.A на улицах Варшавы. Сентябрь 1939 года
  • Pz. II В — незначительные технологические отличия от Pz. II A. Изготовлено 200 единиц.  
  • Pz. II C — изменения в системе охлаждения двигателя. 50-мм бронестекла в смотровых приборах. Боевая масса 9.5 т. Двигатель и вооружение без изменений. Изготовлено 100 единиц.
Немецкий легкий танк Pz. II C
Немецкий легкий танк Pz. II C
  • Pz. II D — танк для вооружения легких дивизий вермахта. Новые корпус и ходовая часть с четырьмя опорными катками типа «Кристи». Башня и вооружение — от Pz. II c. Боевая масса 10 т. Экипаж 3 чел. Изготовлено 80 единиц.  
  • Pz. II Е — небольшие изменения в подвеске и ходовой части. Все остальное, как у Pz. II D. Изготовлено 163 единицы.  
  • Pz. II F — изменена лобовая часть корпуса и бронировка смотровых приборов, улучшен механизм поворота башни. В остальном подобен Pz. II С. Изготовлено 532 единицы.
Легкий танк Pz. II Ausf.F. Северная Африка, 1941 год
Легкий танк Pz. II Ausf.F. Северная Африка, 1941 год
  • Pz.II G (VK 901) — новые корпус и ходовая часть с пятью опорными катками, расположенными в шахматном порядке. Боевая масса 9,2 т. Двигатель Maybach HL45p мощностью 150 л. с. Скорость 50 км/ч. Бронирование 14,5 — 30 мм. Вооружение: 20-мм пушка KwK 38 и пулемет MG 34. Дальнейшее развитие: танки VK 903 и VK 1301. Изготовлено 12 единиц.  
  • Pz. II J — разрабатывался, как Pz. n. A. (neue Art — новая модель). Мощное бронирование — 50—80 мм. Скорость 31 км/ч. Новые корпус, башня и ходовая часть. Вооружение, как у VK 901. В 1942 году изготовлено 22 единицы.  
  • Pz. II L «Luchs» (Sd.Kfz.123) — улучшенный и модернизированный вариант моделей VK 901, VK 903 и VK 1301. Легкий разведывательный танк. Боевая масса 11,8 т. Двигатель HL 66р мощностью 200 л. с. Вооружение: 20-мм пушка KwK 38 и пулемет MG 34. Экипаж 4 человека. В 1943 году изготовлено 133 единицы.
Немецкие легкие танки Pz. II b, Pz. II D, Pz. II L
Немецкие легкие танки Pz. II b, Pz. II D, Pz. II L

Первую проверку боем несколько Pz. II прошли в 1939 году в Испании. 15 марта 1939 года они первыми из 2-й танковой дивизии вермахта вступили в Прагу.   1 сентября 1939 года панцерваффе располагали 1224 танками Pz. II различных модификаций. В ходе польской кампании 83 из них были безвозвратно потеряны. В составе 40-го батальона особого назначения (40 Abteilung z.B.V.) 25 Pz. II участвовали в оккупации Дании и Норвегии.

Накануне вторжения во Францию в вермахте имелось 955 таких танков, которые могли бороться с хорошо забронированными легкими и средними французскими машинами только с близких дистанций. В ходе подготовки вторжения на Британские острова 52 единицы Pz. II переоборудовали в плавающие.  

22 июня 1941 года к боевому применению были готовы 746 танков Pz. II, 424 из них были потеряны к концу года.

По мере насыщения танковых частей более мощными боевыми машинами, Pz. II все в большей степени использовались в разведывательных целях. В боевых частях на Восточном фронте они встречались вплоть до 1943 года, в частности, в операции «Цитадель» приняли участие 70 Pz. II. Вплоть до 1943 года их использовали и в Северной Африке. В марте 1945 года в войсках насчитывалось еще 145 Pz. II.   Кроме вермахта, эти машины состояли на вооружении в словацкой, румынской и болгарской армиях. На базе Pz. II различных модификаций строились самоходно-артиллерийские установки, саперные, мостовые и огнеметные танки.

Легкий танк Pz. II Ausf.C. Восточный фронт, лето 1941 года
Легкий танк Pz. II Ausf.C. Восточный фронт, лето 1941 года

Тактико-технические характеристики танка Pz. ll F:

  • БОЕВАЯ МАССА, т: 9,5.
  • ЭКИПАЖ, чел.: 3.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 4810, ширина — 2280, высота — 2020, клиренс — 340.
  • ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая пушка KwK 30 (на части танков KwK 38) калибра 20 мм и 1 пулемет MG 34 калибра 7,92 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: 320 выстрелов и 2100 патронов.
  • ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел Zeiss TZF4/38.
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб — 30; борт — 20; корма —15; днище — 5; крыша — 15; башня — 15—30.
  • ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL62TRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 140 л. с. (103 кВт) при 2600 об/мин., рабочий объем 6234 куб. см.
  • ТРАНСМИССИЯ: 6-скоростная механическая коробка передач (6 — вперед, 1 — назад).
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных обрезиненных катков на борт, ведущее колесо переднего расположения, четыре поддерживающих катка; подвеска индивидуальная на четвертьэллиптических листовых рессорах; в каждой гусенице 108 траков шириной 300 мм.
  • СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
  • ЗАПАС ХОДА, км: 190.
  • ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 1,8; высота стенки, м — 0,63; глубина брода, м — 0,925.
  • СРЕДСТВА СВЯЗИ: коротковолновая радиостанция Fu 5.

Источник: Бронеколлекция №2 (5) 1996 г.

Добавить комментарий